Православное старчество. Часть III

Не только старец, но и мудрый духовный отец может нести свет в душу ученика, ведь это всегда зависит от меры любви и жертвы духовника.
Лариса Ш. рассказала, что её дедушка раньше всю ночь просыпался и просил ему спину потереть. Лариса очень раздражалась, так как буквально ни в одну ночь не могла выспаться. Она исповедалась батюшке Митрофану Никитину, и тот сказал смиряться и принимать всё как есть. Она вначале возмутилась, услышав эти слова, а потом к ней пришла светлая и чистая мысль: «Я ведь всё равно встаю ночью и помогаю дедушке. Зачем же я ропщу? Буду без ропота всё делать». И с тех пор она всего ещё несколько раз вставала, а потом дедушка перестал её звать – он больше не просыпался по ночам. Так была решена проблема, но вначале был исцелён помысел.
Авва Дорофей говорил, что к каждому человеку нужно относиться с благоговением, как к святыне. В присутствии праведного наставника или святого старца, который стяжал такое отношение, окружающие его люди часто учатся этому сами собой. Ведь ученик усваивает прежде всего не внешние формы поведения наставника, но благодать, живущую в нём.
Друзья рассказали мне такую историю. Они приехали в один из монастырей, окормляемых старцем Дионисием Каламбокасом, и им накрыли чудесный обед. Гости радовались, что столь далеко от цивилизации можно так вкусно покушать. Их все приняли с необыкновенной теплотой, и они уезжали счастливые. Позже приезжие случайно узнали, что добрые монахи, чтобы их накормить, принесли из келий и трапезной в буквальном смысле всё вкусное, что у них только было, всё, что им самим присылали их родные и близкие.
Так, благородно и просто, возрождаются в современном мире события древних патериков и величественных историй о светлых людях.
Забота старца и наставника о духовных детях простирается до мелочей. Так, во время моего приезда в монастырь Петра старец Дионисий следил, чтобы у меня постоянно была еда. В продолжение нашей многочасовой беседы монах по его слову приносил мне угощения. А после беседы, окончившейся глубокой ночью, старец благословил пойти в трапезную. Она была открыта, и монах ждал там всех, кто выходил от старца, хотя последний посетитель покинул его в пять часов утра. Несмотря на занятость, старец распорядился, чтобы мне помогли добраться до вокзала, так как я собирался в обратный путь. Все несколько часов, проведенные со старцем, я чувствовал, что его время и сердце всецело в моём распоряжении. То же самое ощущали и другие посетители.
Как Христу есть дело даже до житейских нужд своих чад, так и старцу по воле Божией небезразлична никакая мелочь, которая касается нас, ведь для любящего в любимом нет мелочей.
За такую любовь Господь награждает старца прозорливостью, которая открывает ему все тайны душ к нему приходящих. А сострадательная молитва о чадах творит чудеса в их жизни.
Старец всегда смиренен – он ощущает других людей лучшими, чем он сам. Таково свойство любви. Помню, как приехав в Петру, я целую неделю ожидал приезда старца. Когда же он принял меня, его первыми словами были: «Я прошу у Вас прощения за то, что заставил Вас думать, что не приеду».
Освященный человек – это человек, пронизанный Богом. Воля Божия стала его волей, ведь она в том, чтобы каждый жил по любви своим неповторимым образом.
Старец желает спасения каждому приходящему к нему человеку. Его жалость и милость рождают сострадательную молитву, на которую легко отзывается Бог.
Христос сходит за людьми в ад, и наставник идёт за чадами до конца. Показателен тут пример апостола Иоанна Богослова, который в буквальном смысле бежал за учеником, скрывавшимся от него.
Встретить святого, Божьего человека – это войти в реку света, ощутить евангельскую свободу, понять, насколько Господь на нашей стороне. Даже когда святой или старец обращается не к тебе, а ты только передаёшь его слова – в твоей душе тотчас загорается свет, который делает тебя выше всех причинно- следственных связей и утверждает бессмертие всякого твоего добра и твоей души. Только что Бог был далеко, и вот Он уже рядом – во всём и в тебе звенит, открывается сердцу Его великая милость к роду людскому.
Я часто слышал от близких, что когда они получали письма от старца Дионисия Каламбокаса, то в душе разливался необыкновенный свет и казалось, что растут крылья. Эти крылья есть Дух Святой, и с Ним легко летать по вселенной и видеть весь мир и всякую в нём историю хорошей, ведущей к благу и утешающей своим счастливым концом.
Когда один священник (иерей П.), будучи ещё молодым человеком, ездил к старцам и спрашивал, что ему делать: жениться или становиться монахом – все старцы отвечали ему: «Слушайтесь своего сердца».
В Петру, монастырь старца Дионисия Каламбокаса, я приехал вечером. Окончив все дела, с этим связанные, я вошел в трапезную и попросил разрешения остаться тут на несколько часов, объяснив, что я писатель и мне необходимо записать дорожные впечатления. Монахи были столь добры, что, хотя я и пробыл в трапезной до глубокой ночи, никто никак не тревожил меня, только кто-то из братии предлагал покушать, чтобы я не слишком утомлялся. Не знаю, во сколько легли те, кто должен был смотреть за трапезной, но такое необыкновенное гостеприимство не могло не тронуть. Каждый монах был радостен, каждый выражал свою радость по-своему. Один брат, широкоплечий и статный, увидев моего сопровождающего, тоже монаха, широко улыбнулся и приподнял его. Так он выражал наполнявшие его добрые чувства. Монахи входили и выходили, со всех концов мира прибывали запоздалые гости – их немедленно садили за стол и кормили. Я заметил, что каждый инок здесь прекрасен по-своему, никто не копирует друг друга, но все по-особому раскрываются в столь желанном людям Духе Святом. Если что у них и было общим, так это жажда сделать всё для всех вокруг, чтобы каждый знал ту же радость, что и они. Если в мире встретить хотя бы одного такого человека – захочешь жить далее, любить, превозмогать и творить. А здесь, на небольшом клочке земли, было собрано несколько десятков настоящих людей, а потому, несмотря на дождливый ноябрь, казалось, что сама природа вокруг ликует и говорит каждому: «Нашла человека!».
Неслучайное
Один человек служил сторожем в храме на послушании у своего духовного отца (история произошла в 2005 г.). Храм находится возле базара, и туда часто заходят хулиганы, пытаясь устроить беспорядки. Сторожу приходится сражаться. Однажды он поймал мальчугана, который воровал в храмовом дворе. Сторож ожидал батюшку Амвросия. Решение батюшки больше всех удивило вора:
– Что у вас тут происходит?
– Да вот, батюшка, вора поймали!
– Да... Ну, накормите его и отпустите.
Люди вокруг нас страдают. И надобно принять их страдания на себя. Именно поэтому сказано, что мы должны носить тяготы друг друга, ведь тогда исполним закон Христов. Бог не хочет, чтобы мы жили в одних только скорбях, но посылает нам тех, кому мы нужны. Но важно, чтобы и нам были нужны другие. До такой степени, чтобы мы готовы были их взять к себе жить, служить им и радоваться, что мы им служим. Конечно, такое отношение возможно только по мере любви, а любовь возникает только по мере благодати.
Как же полюбить? Святой Макарий Великий говорит, что если мы хотим приобрести какую-то добродетель, то должны делать дела, которые свойственны этой добродетели, и молиться, чтобы Бог нам её подарил. И обязательно в конце концов мы получим эту добродетель.
Но какая же радость, когда вдруг встречаешь того, кто уже любить научился.
Старец Гавриил Стародуб не мог даже на службе стоять, если знал, что кто-то голоден. А когда старцу Виталию Сидоренко уступали место в автобусе, он считал, что должен вымолить этого человека.
Любовь возжигает любовь, и от света загорается свет. Одна девушка после смерти старца Гавриила поехала к нему в храм. Её приняли бывшие келейницы старца. И девушка была несказанно удивлена той ласке и заботе, которыми её окружили с первых минут пребывания в селе старца. Её и угощали, и провели с экскурсией по дому и храму, и одарили памятными вещами. Келейницы в буквальном смысле угадывали её желания и старались всё сделать так, чтобы она ни в чём не чувствовала себя чужой, лишней, ненужной. Девушка ощущала, что она пришла в родную семью, где её так верно и долго ждали.
Любой приехавший к старцу человек хотел бы услышать о чудесах, которых так жаждет душа не ради праздного любопытства, но чтоб убедиться, что Небо рядом. И келейницы рассказали девушке, как некий селянин обратился к батюшке Гавриилу с жалобой на то, что растущие на его поле подсолнухи гниют, а уже настало время сбора урожая. На это старец ответил, что урожай собирать, несомненно, надо, и обещал помолиться. Собранные зёрна оказались превосходными.
Святой Исаак Сирин говорит: «Доброе делание и смиренномудрие делают человека богом на земле; а вера и милостыня производят то, что он скоро приближается к чистоте».
В этом смысле удивительны комментарии епископа Пантелеймона Шатова к житию святого Иоанна Кронштадтского. Он говорит, что святой Иоанн потому имел такую исключительную и чудотворную молитву о мире, что очень многим помогал именно социальным служением: кормил, утешал, лечил бедных, больных, одиноких и инвалидов. Его сердце горело жалостью о них, и Бог давал ему великое чувство Бога, потому что чувство Бога есть Сам Бог. «Вера, живущая в христианине, есть Христос», – говорит блаженный Феофилакт Болгарский. То есть по мере вселения в нас Бога мы Его и ощущаем.
А ощущать Его, жить в чувстве реальности существования Господа и доверять Ему свою жизнь и есть блаженство.
О духовной жизни
Правильная православная духовная жизнь даёт человеку много сил на любовь, преображение, творение новой красоты, миссию и заботу о ближних. Неправильная духовная жизнь словно бы умерщвляет в человеке любовь и радость, не даёт раскрыться творческим силам и приводит к гнушению миром и человеческим умножением красоты и добра.
Впрочем, неправильная духовная жизнь может перейти в правильную при усилии человека, при доверии его Божьему миру и радости. Как же перейти к правильной духовной жизни? Нужны:
а) правильное духовное руководство; чтение житий святых наставников. Наставник должен действовать в духе святых отцов, духе любви, духе Церкви;
б) правильные книги и правильное образование;
в) добрые дела, приносящие благодать. Важно, чтобы человек знал благодать на вкус.
Даже если ты много лет в Церкви и всё время стараешься, то всё равно ощущаешь, как необходимо тебе усилие преображения. И вот почему. С годами церковной жизни количество дорогих людей умножается и человек ощущает, что каждый из них должен получить от тебя всю высоту и полноту родственного отношения. Вместе с тем ты видишь, что на любовь к близким постоянно восстают страстные пожелания и устремления. И тогда всем естеством, всей душой ощущаешь, что весь труд твоего преображения существует только ради любви, которую ты должен отдать другим людям и Богу. Ведь и Бог, и люди ждут от тебя именно полноты любви. Легче всего на лад такого отношения душа перестраивается в храмовой молитве.
Богослужение и молитва есть путь в молитвенное познание реальности. Через них человек начинает видеть мир в целостности Божьего замысла о бытии. А понимать этот замысел – значит стяжевать сердце милующее, которое будет отражением милости Бога, у Которого, по слову Феофана Затворника, «одно желание – миловать и миловать. Он и на Срашном суде будет искать не как осудить, а как помиловать, и помилует всякого, лишь бы малая возможность была».
Духовный путь невозможен без духовного руководства. Для тех, кто не знаком с послушанием, оно кажется обузой, ношей, а послушник через послушание в буквальном смысле вкушает услаждение души благодатью.
Святой Никон Оптинский описывает, как однажды в скиту Оптиной пустыни встретил пожилого монаха, который на коленках мостил дорогу. Святой Никон испугался за его здоровье и спросил: «Дедушка, Вам не тяжело?». На что монах с блаженной улыбкой ответил: «Батюшка, послушанье прохожу! Мёд пью!!!».
Однажды авва Дорофей спросил своих духовников, святых Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, почему в Писании сказано «в мире скорбны будете», а о. Дорофей живёт в постоянной радости? И святые наставники ответили ему, что единственное на земле не знающее скорби состояние – это когда ученик имеет полное послушание по отношению к своему праведному наставнику.
Так было не только в VI веке, но и в XXI. Святой Марк Эфесский говорит, что причина всех наших страданий находится в наших мыслях. Человек мучается не от бед, а от отношения к происходящему, страхов, комплексов, ложных плохих предчувствий и мрачных мыслей. Наставник же помогает каждый раз в каждом конкретном случае мыслить правильно, то есть посмотреть на ситуацию Христовым взглядом. А такой взгляд неизменно убеждает в объективности хорошего конца и лишает плохие мысли, а с ними и врага, всех позиций, с которых они могли бы атаковать человека.
Заключение
Никто из бывших на земле святых не родился святым, но пришел к этому через труд. Любой из старцев и настоящих духовников был (а часто и до конца жизни оставался) настоящим послушником своего праведного духовника. И как свет зажигается от свечи, так Святой Дух передаёт Себя от человека к человеку на радость бытия вселенной, где столько людей хотело бы прийти к Господу, но не знают, как это сделать. Старец Дионисий говорил, что люди земли больше всего ищут того, кто привёл бы их к Господу и стал бы в них тем светлым лучом от Бога, который осветит и возрадует их сердца. Таковы настоящие духовники и старцы: рядом с ними человек ощущает себя в ожившей сказке. Ведь быть рядом с Богом – чудесно и радостно, несмотря на все трудности такого пути, которые естественны для идущего человека, но конец их – то Царство Непоколебимое, в котором Господь отрёт слезу всякого и горя больше не будет. Старец и наставник открывают ученику ту истину, что в это Царство можно войти ещё на земле, ведь говоря о спасении мы имеем в виду радость, как говоря о любви мы говорим о Боге!
Жизнь в Церкви есть непрестанная жизнь в Духе Святом. И всякий, кто хочет быть христианином не только по имени, но и по духу, будет постоянно окружен чудесами, из которых наибольшими окажутся Божий Промысел, обращающий бытие в сказку, и собственная милостивая нежность души. Именно об этом как о наибольшем чуде говорил Златоуст, что в Церковь «входит волк – выходит овца; входит змея, и выходит ягнёнок». Но и здесь, в Духе, существует радостная постепенность возрастания, когда вера становится верой опыта, когда мир оказывается пронизанным благодатью и хорошим.
Когда я встречал в своей жизни старцев, то самым важным оказывалось то, что они есть. Если есть в мире компьютер, то где-то есть завод по производству компьютеров. Если есть стол, то есть плотницкий цех. А если есть обоженный, освященный, небесный человек – значит есть и Небо, и тогда всякому непредвзятому ясно: всё, чему учит Церковь – правда. Ибо Церковь предлагает путь опыта, деятельной жизни. Вот тогда ты и будешь таким, как Паисий Афонский, Дионисий Каламбокас, Арсений Каппадокийский, Гавриил Стародуб, Порфирий Кавсокаливит, Иосиф Ватопедский и все другие славные в современности и веках старцы. И если далёкому от Божественной ревности человеку их дорога кажется неподъемной, то они видят, что именно здесь, на этом пути и можно найти подлинную радость жизни, когда вдруг оказывается, что любой твой вздох, любое сердцебиение известны Господу и Он мудро и кротко, час за часом направляет твою дорогу к добру.
Артем Перлик